Обслуживание карбюратора МИКУНИ
|
|
|
|
Фото1. Поплавковая камера: 1 - запорный игольчатый клапан; 2 -
поплавковый механизм; 3 - дренажное отверстие для слива топлива; 4 -
регулируемый язычок поплавкового механизма; 5 - топливный жиклер системы
холостого хода; 6 - топливный жиклер главной дозирующей системы; 7 -
пластина - успокоитель уровня топлива; 8 - дренажное отверстие слива
топлива при опрокидывании мотоцикла |
Фото 2. Регулировка уровня топлива: 1 - горизонтальная ось поплавков;
2- плоскость разъема карбюратора и крышки поплавковой камеры; 3 - пусковой
обогатитель; 4 - штуцер дренажного отверстия слива топлива при
опрокидывании мотоцикла; 5 - винт количества системы холостого хода; 6 -
штуцер подвода топлива в поплавковую камеру |
Фото3. Главная дозирующая система: 1 - конусная игла; 2
-уплотнительная шайба топливного жиклера; 3 - эмульсионная
трубка-распылитель; 4 - главный топливный жиклер |
Фото 4. Подвижные детали управления карбюратором: 1 - золотник в сборе
с конусной иглой: эти пары скольжения требуют тщательного осмотра; 2 -
возвратная пружина | Мотоциклы “Иж-ПС” в первые
гооды выпуска оснащались карбюраторами “Микуни” японского производства. И по сей
день они служат многим верой и правдой. Карбюратор - “кухня”, в которой
“варится” горючая смесь и составляются порции и “рацион питания” цилиндра в
зависимости от нагрузок двигателя. Прежде чем разбирать карбюратор, убедитесь в
исправности и точности регулировки системы зажигания. Нелишне проверить и
состояние двигателя - хотя бы измерьте компрессию. Лишь после того, как
убедитесь, что зажигание работает в штатном режиме, а поршневая в норме, можно
предъявлять претензии к карбюратору. "Микуни" - стандартный мотоциклетный
карбюратор золотникового типа: трос, связанный с ручкой “газа”, поднимает или
опускает заслонку (золотник), чем изменяет проходное сечение диффузора и
регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндр. Жестко связанная с
золотником конусная игла входит в распылитель главной дозирующей системы и
отмеряет дозу топлива, поступающего в цилиндр через жиклер из поплавковой
камеры. Постоянный уровень топлива обеспечивает запорный игольчатый клапан 1
(фото 1) с закрепленными на одной оси поплавками 2. Особенность “Микуни” -
наличие в нем клапана с металлическим запорным конусом. После многолетней
эксплуатации на конусе появляется кольцевая выработка, и герметичность
конструкции нарушается. Первые признаки “болезни” - подтекание топлива из
дренажного отверстия 3 (фото 1), увеличенный расход топлива, едкий дымный
выхлоп. Зачастую горячий двигатель удается запустить только “с толкача” при
полностью открытой заслонке. Проверить герметичность игольчатого клапана можно и
в гаражных условиях. Переверните карбюратор поплавками вверх и воспользуйтесь
инструментом проктолога - клизмой. Предварительно сжав грушу, наденьте ее на
топли-воподводящий штуцер. Воздух не должен проникать в грушу в течение 20-50
секунд. При небольшом износе восстановить иголку можно, притерев ее вручную к
седлу клапана полировочной пастой с зерном менее 30 мкм. Если этим не удалось
восстановить работоспособность иглы, рассверлите отверстие в седле клапана до
такой степени, чтобы иголка входила в него неизношенной частью конуса.
Герметичность поплавков проверьте в воде. Воздушные пузырьки укажут на
поврежденное место. Его несложно исправить с помощью обычного паяльника. Если на
поверхности поплавков есть вмятины, их можно выправить, “искупав” поплавки в
кипящей воде. Но будьте внимательны и осторожны - при перегреве спайки могут
разойтись, и деталь будет безнадежно испорчена. Уровень топлива в поплавковой
камере регулируется подгибаниями язычка 4 (фото 1). Расхождение поплавков (фото
2) по вертикали не должно превышать 0,5 мм, и располагаться они должны
параллельно плоскости разъема карбюратора. Регулировка засоренной системы
холостого хода - процедура безнадежная. Вернуть мотору способность устойчиво
работать при малых нагрузках поможет простейшая операция: достаточно промыть
каналы очищающей жидкостью, а потом продуть их сжатым воздухом. Предварительно
выкрутите топливный жиклер 5 с маркировкой “4” (фото 1) и два винта,
регулирующих “качество” и “количество”. Ни в коем случае не чистите жиклер
стальной проволокой. Она исцарапает стенки отверстия, и его пропускная
способность изменится, порой даже в меньшую сторону... Несмываемые слоистые
отложения удалите заостренной спичкой или мягкой (отожженной) медной проволокой.
“Шеф-повар” на этой “кухне” - главная дозирующая система. Она начинает работать,
когда золотник поднимается более чем на 6 мм. “Кулинарному цеху” уделите особое
внимание - топливному жиклеру (маркировка 190), эмульсионной трубке-распылителю
и конусной иголке (фото 3). Конусную иголку рассмотрите под лупой с многократным
увеличением. На ней, а также на внутренней поверхности трубки-распылителя не
должно быть глубоких рисок или задиров. Выработка поперечного сечения иглы в
форме крутого эллипса ведет к перерасходу топлива. Проверьте сопряжение
золотника 1 (фото 4) с колодцем в корпусе карбюратора. Деталь должна свободно
передвигаться под тяжестью собственного веса. Небольшая потертость его
поверхности не страшна, а вот большие зазоры, как и сильный износ, нарушат
процесс смесеобразования. Если они обнаружатся, увы, карбюратор нужно менять.
Возвратная пружина 2 (фото 4) должна быть достаточно упругой - настолько, чтобы
она могла опускать золотник при сбрасывании “газа”. Понадобится ее заменить -
возьмите новую от отечественного карбюратора. Пусковой обогатитель 3 (фото 2)
просто промойте и продуйте в положении “открыто”, разбирать его необязательно.
Золотое правило: все детали карбюратора должны быть стерильными. Для их очищения
советуем использовать аэрозоли, предназначенные для промывки автомобильных
карбюраторов (одного флакона хватит на две-три профилактики). При сборке важно
хорошо закрепить все детали и жиклеры. На прогретом двигателе отрегулируйте
холостой ход. Оптимальный режим - 1000±100 об/мин. “Количеством” задают объем
воздуха: поднимая золотник, смесь обедняют, опуская - обогащают. Станете
закручивать винт качества, - обогатите смесь, откручивать - обедните. Если
“нагруженный” двигатель не “чихает” и работает без “провалов”, - все в порядке.
Оптимальное положение конусной иглы вы прочувствуете, когда разгоните мотоцикл
(чем выше она поднята, тем смесь богаче, и наоборот). Идеальный вариант тот, при
котором двигатель устойчиво работает во всех режимах на немного обедненой смеси.
Еще одно “общее место”: карбюратор должен быть герметично соединен с цилиндром.
Подсос воздуха сведет на нет все ваши старания и такого “наварит” в вашей
“кухне”, что не исправить никакой регулировкой.
|